Мавританское искусство
(лат. Mauretania или греч. mauros -темного цвета, темный)
Таким термином называют искусство средних веков (XII-XV), которое получило свое развитие в Северной Африке и на юге Испании, в Андалусии. Жители древнеримского государства Пиренейский полуостров, расположенный на западе Европы называли «Ибериским», что было созвучно наименованию живущих там племен.
На северо-западе Африки в Мавритании, проживали мавры, как их называли, - «темные люди», это были берберы и арабы. Уникальный пример полной условности пограничного разделения территорий несет в себе история Испании, именно здесь такая искусственная условность лежит между Западом и Востоком. За последние три тысячелетия Пиренейский полуостров развивался по законам восточной культуры, хоть и с некоторыми специфическими особенностями. Сначала это было обусловлено тем, что в южной и юго-восточной части страны проживали финикийцы, а средние века стали подлинным расцветом неповторимой арабской цивилизации.
Отсюда вытекает вывод о том, что мавританское искусство - особый сплав удивительных традиций берберов и вестготов с художественным наследием Арабского халифата. Самое яркое подтверждение тому - неповторимый архитектурный стиль Мавритании. Примечательно при этом, что он совершенно индивидуально и по-разному развивался в Марокко, Тунисе, Алжире и арабской Испании, - это подлинно испано-мавританское искусство, которое сложно и долго эволюционировало, начиная от тектонических форм с их предельной ясностью и строгим декором (Большая мечеть в городе Алжире) до бушующего насыщенностью убранства (Альгамбра).
Основные стилевые направления мавританского искусства присущи мечетям, у которых всегда необыкновенно домашний уютный двор, распахнутые манящие многонефные залы для совершения молитвы; дышащие роскошью дворцовые здания, башни-минареты в форме квадрата. Здания общественного характера, а также культовые постройки всегда дополнялись арками. Виды арочных перекрытий поражают многообразием и фантазией, с которой их украшали и выделяли, к ним добавляли сталактитовые купола, карнизы, фризы, арки становились фестончатыми, стрельчато-подковообразными, многолопастными.
Мечеть в Кордове. |
Большая мечеть в г. Алжире. Интерьер. 1096 г.
|
Ночная Альгамбра.
|