Иконописание в Твери
Тверская икона характеризуется самобытностью и вместе с тем многогранностью творческих решений и поисков. Иконопись занимала особенное место в культуре Северо-Восточной Руси.
Присущие Тверскому княжеству в тринадцатом – первой половине четырнадцатого века художественные традиции сформировали определённые стилистические особенности живописи Древней Руси в целом, отразившись на развитии московского искусства четырнадцатого века, а позже – на художественной жизни Среднего и Верхнего Поволжья.
Икона «Архангел Михаил», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее, своей утончённой пластикой производит особое впечатление. Тверские приёмы построения формы доведены художником до необыкновенной выразительности. Однако сам Архангел написан непропорционально – у него огромные кисти рук, короткий торс, большая голова. Такие детали изображения говорят об авторе, как о провинциальном художнике. И всё же достоинство произведения в том, что на иконе изображена не бесплотная идея, а грозная реальная сила – могущественный карающий воин.
Небольшая икона «Богоматерь Петровская» является примером работы столичной мастерской. Она также хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи.
Икона иллюстрирует богатство художественной нюансировки, единство пространственных, пластических и цветовых решений образа. Богоматерь на иконе отображена такой, какой была на земле – жертвующей, поучающей и страдающей.
Самостоятельным течением в развитии тверского живописного искусства стал византийский стиль письма. Экспрессивность, сложность и напряжённость южнославянского и греческого письма близки творческим поискам иконописцев из Твери. Свидетельством культурных взаимоотношений между Тверью и Византией стал Федоровский тверской монастырь, в котором проживали выходцы из православного Востока и Константинополя.
Среди всех икон, созданных под влиянием византийской традиции, особенно выделяется выносная «Богоматерь Одигитрия» с «Николой» на обороте, написанная в конце четырнадцатого – начале пятнадцатого века и сейчас находящаяся в Музее имени Андрея Рублёва. Икона была обнаружена в 1967 году в церкви села Васильевского, недалеко от Старицы.
В конце четырнадцатого века живописцы переходят к более ясной и уравновешенной живописи, удаляясь от былой экспрессивности.
Воскрешение Лазаря. Конец XV в.
|
Василий Великий, Иоанн Златоуст. Конец XIV в.
|
Cвятой Николай Чудотворец. XIV-XV вв.
|