Ахейский период: чёрнофигурная вазопись
В конце восьмого века до н.э. в древнегреческой вазописи сформировались новые интересы и предпочтения.
Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы.
В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.
Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.
Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Мелосе, Родосе, Мелосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете. Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.
Примером древнегреческой вазописи данного периода служит роспись Эрготимом и Клитием аттического кратера. В его росписях показах кипучая и бурная жизнь: боги, герои и люди празднуют, охотятся, борются, совершают подвиги. Они то экспансивны, то величавы. Их жестикуляция всегда выразительна.
Животные также изображены пребывающими в неустанной деятельности. Движение показано столь же энергичным, как и в скульптуре фронтонов и фризов.
И только через сто лет композиции в искусстве станут более спокойными. Только в классических образах пятого века до н.э. на первый план в искусстве выступит гармоничность.
В третьей четверти шестого века до нашей эры в вазописи работал один из наиболее крупных мастеров чернофигурной техники – Экзекий. Ему удавалось создать особенно чёткие и совершенные рисунки. Они были полны то покоя, то напряжения.
На одной из ваз Экзекия или мастера его школы изображён Геракл, побеждающий немейского льва, а также Иолай и Афина, помогающие ему.
На прекрасной гидрии из Эрмитажа, близкой Экзекию, изображён борющийся с Тритоном Геракл, а также Нереида и Нерей, находящиеся рядом.
Но Экзекий более искусен в тех композициях, где изображает спокойные фигуры. Для него основным элементом выразительности служит линия, а не красочное пятно, как для мастеров из Коринфа. Особо чаруют тонкие узоры, процарапанные по поверхности чёрного лака.
Амфора. Аполлон, Гермес и Сирена. Чернофигурная роспись. 540-530 гг. до н.э.
|
Ольпа Амасиса. VI в. до н.э. Париж, Лувр.
|
Геракл, убивающий Немейского льва. Чернофигурная ваза. Псиакс. Около 525 г. до н.э.
|